Птихарт

- искусство талмудической импровизации

 

Манифест

Ури Гершович

Птихта – форма публичной проповеди времен Талмуда. Она имеет особое строение и особый способ смыслообразования, который, в принципе, характерен для текстов Устной Торы. Структурные особенности талмудических текстов заключают в себе игровой и комбинаторный элементы. Смысловое пространство формируется не через линейную дискурсивность, а за счет со-/противопоставления разрозненных, «мозаичных» речевых блоков. ПтихАрт – искусство, структурно организованное по аналогии с талмудическим дискурсом.

Это искусство будет иметь следующие основополагающие черты:

  • арепрезентативность
  • высокий элемент импровизации
  • коллективно-игровой характер (сотворчество)
  • отсутствие деления на «читателя/зрителя» и «автора»
  • элитарность (тому, кто не владеет «дискурсивным полем», в котором организуется творчески-игровой процесс, трудно будет что-то понять)
  • отсутствие дихотомии «жизнь-искусство»
  • тотальность (отсутствие заданных временных рамок начала и конца творчески-игрового процесса)

ПтихАрт открывает путь к созданию глубоко укорененных в еврейской традиции форм игрового, интеллектуально и эмоционально насыщенного творчества, дающего огромные возможности самовыражения.

Спектакль, запущенный в эволюцию – вот к чему приводит нас этот путь. Такой спектакль, у которого есть точное время начала, но нет и не может быть времени окончания. Театральная культура привыкла изготавливать форму, у которой есть время начала, эксплуатации и умирания. Нас интересует совершенно другой опыт театра. Опыт, в котором создаваемое нами произведение создается и воспитывается так, что не может умереть.

Возникает три круга. Профессиональный круг, где проходит живая репетиция, обнаруживающая из текста игру. Опыт мифологизации предстает в виде реальной игры, требующей особого рода различения природы существования актера на этой территории.

Жизнетворческий круг, где возникает то, что мы называем индуктивной игрой. Это территория, где работаюший с мифом автор развивает этот миф в серии индивидуальных актов, акций, перформансов, объектов. Он делает это на широком пространстве построения собственного художественного имиджа, то есть тех практик, из которых состоит поле современного искусства как такового.

И, наконец, жизнедеятельный круг, то есть круг, описывающий ту деятельность, которая обеспечивает проект. И только если он пронизан работой с мифом, он оказывается продуктивным для творчества.

Борис Юхананов

Если вам интересно, вы можете подробнее ознакомиться с тем, как устроена птихта и проследить на примере анализ одной из птихт в этой брошюре (скачать документ word)

Больше материалов про Птихарт тут