Что?

ЛабораТОРИЯ — это уникальная художественная община. В центре деятельности ЛабораТОРИИ находится театр, обращенный к еврейским священным текстам.

ЛабораТОРИЯ родилась 12 лет назад из амбициозного желания создать Новый Еврейский Театр. «Еврейский» не столько по содержанию, сколько по структуре, философии, источнику. Мы отправились в это путешествие, не зная, что это может быть, но понимая, что источником у этого должна быть Тора.

Лаборатория существует в режиме, который мы называем семинар-репетиция, где диспут, свободная беседа или жаркие споры в любую минуту стремятся оказаться репетицией, а репетиция готова «замереть», дав место серьезному диалогу. Мы не стремимся делать спектакли, но проект постоянно меняет свою форму, и также как репетиция оборачивается семинаром, так и проект в какой-то момент может принять форму спектакля, акции, фестиваля, текста — любую.

ЛабораТория, как иудейский бейт-мидраш, стремится к равному диалогу между всеми. Поэтому здесь все — режиссеры, и каждый — независимый автор.

Это не театральный кружок или художественная самодеятельность, потому что самодеятельность всегда стремится сделать «как кто-то», а ЛабораТория движется туда, где никого еще не было.


Лаборатория существует с 2002 года и на своем пути прошла много разных этапов и породила ряд проектов:

2003 г. — Диаспорическая симфония (Москва)

2003-2004 гг. — Голем-Марафон (Москва)

2004-2006 гг. — Три Международных театральных семинара

  • «Зачем евреям театр, когда у них есть Тора» (Москва)
  • «Игровое и Священное» (Москва)
  • «Вера и Искусство» (Москва)

2007 г. — Открытая репетиция на Международном Еврейском Театральном Фестивале «Тикун Олам» ( Вена. Австрия)

2007-2009 гг. — семидневный театральный сериал «ЛабораТория. Голем. Венская Репетиция» Спектакль, написавший для себя пьесу (Театр Школа Драматического Искусства, Москва)

2008 г. — спектакль-мастер-класс «ЛабораТория. Голем» на Гогольфест (Киев)

2010-2014 гг. — издание пьесы «ЛабораТория. Голем» в рамках проекта «Театр и Его Дневник»

2012 г. — создание ЛабораТории2, начало проекта «Венецианский купец-Трактат Таанит» (Москва)

2013 г. — Открытая репетиция «Бельмонт» (Москва)

Сегодня мы находимся в начале нового этапа ЛабораТории — «Танаического» ( по аналогии с иудейскими танаями). Мы создаем работы (театральные, арт, видео) по текстам Танаха, Трактата Таанит из Вавилонского Талмуда, пьесе Венецианский купец В.Шекспира, Псалмам Давида и Сонетам Шекспира.

«Танаический» этап проекта устремлен к будущему этапу — «Аморайскому», в котором нам видится возможность новой игры: создание бесконечного числа композиций из существующих работ по законам Птихарта — искусства, структурно-организованного по аналогии с талмудическим дискурсом. Но это только вектор, возможно, ЛабораТОРИЯ окажется в совершенно другом, неизвестном нам месте.


Можно взглянуть на иудаизм как на макро-игру, где все участники, которые называются евреями, стараются жить так, чтобы каждый их шаг, буквально, каждое их действие, вытекало, «добывалось» из Книги — Торы. Для этого они придумывают и разрабатывают множество технологий, как обратиться с текстом этой Книги, чтобы знать как по ней действовать. Это и есть иудаизм.

Очевидна параллель с театром, где группы людей, необязательно евреев, но тоже странных, заняты очень похожим делом, — они добывают с помощью анализа, этюдов, разговоров и проб, — действия (игру) из какого-то текста (пьесы). Параллель очевидна, но масштабы разные. У еврея сцена тотальна, она занимает всю его жизнь. Поэтому в иудаизме никогда и не было, а точнее, не могло быть театра. Не потому что на него был какой-то религиозный запрет, как в некоторых других религиях, а потому что он бессмыслен, — если вся твоя жизнь, каждый твой шаг — это театр, искусственное существование по Книге.

ЛабораТория по-своему пытается решить этот парадокс. Опираясь на описанную выше похожесть иудаизма и театра, ЛабораТория разворачивает свою игру. Мы исследуем возможность превращения Священного текста в действие, в игру, а игры снова в текст, но не на территории жизни, как «настоящие евреи», а в пространство-времени ЛабораТории. Для этого мы обращаемся к двум технологическим мирам. Во-первых, к иудейскому анализу текста, толкованиям, к традиции. Традиции, которая веками разрабатывала красивейшие стратегии перевода текста Торы в жизнь, превращая этим жизнь в сложнейшее искусственное пространство и в этом искусственном мире открывала для себя и в себе Творца. А во-вторых, к театру, к богатству театральных традиций психологического, игрового, мистериального театров. Лаборатория — это индуктивная игра, у которой есть начало, но в идеале не должно быть конца. Индуктивная игра — это игра, которая меняет свои правила по ходу игры.

Григорий Зельцер

В ЛабораТОРИИ мы играем Творцом, играем с Творцом. Игра модулирует реальность духовного мира. Это игра, в которой я получаю ответы, не только задавая вопросы. Источник еврейского театра — серьезная беседа. Бейт-мидраш — основа еврейского театра. Но оттуда мы отправляемся куда-то в глубину бейт-мидраша и вдруг обнаруживаем, что можно играть Творцом и с Творцом. Играть. И обнаруживать. Тем самым мы оказываемся на пути его раскрытия в режиме игры. Вот это и есть ЛабораТОРИЯ.

Борис Юхананов


В начале двадцать первого века в мире настало время для пробуждения аутентичного современного еврейского искусства, черпающего образное, тематическое и методологическое вдохновение из древней еврейской цивилизации. Тора, Танах, Талмуд и другие священные тексты могут стать основой для такого искусства, необходимого сейчас как евреям, так и всему миру. Обратившись к Торе, художники преодолевают разделяющие их границы диаспоры. Священный текст заставляет искусство расширить свои пределы, и сам обретает новое, острое звучание для современного человека.