Путь

Московская ЛабораТОРИЯ была основана в 2002-м году режиссерами Борисом Юханановым и Григорием Зельцером. У участников ЛабораТОРИИ очень разнообразный жизненный опыт, и за ее пределами они существуют в самых различных профессиональных и социальных мирах. Зато внутри ЛабораТОРИИ священный текст и искусство стали коммуникативной площадкой, позволившей разным людям объединить свои художественные устремления и интересы.

Интервью

с создателями проекта Борисом Юханановым и Григорием Зельцером (2004г.) (читать)

Художественные проекты:

В 2003-м году в ЛабораТОРИИ была сформирована первая художественная программа — «Диаспорическая Симфония» — собрание пластических и драматических работ участников, основанных на ТАНАХе. Эти работы оказывались на сцене, часто одновременно, и «сводились» в единую ткань, в которую вплетались также дискуссии и импровизационные монологи.

В 2004году началось развитие проекта «ЛабораТОРИЯ. Голем», основанного на пьесе Г. Лейвика «Голем», «возвращенной» в ТАНАХ.

В 2006 году проект «ЛабораТория.Голем» сыграл в зале Глобус Театра ШДИ «Голем-Марафон» — 24х часовой открытый марафон на котором зрители свободно входят в зал и выходят из него, а работы продолжают свое движение.

Создав Голема, Магарал потряс бытие и вызывал смешение двух времен — времени Праги и времени Небесного Иерусалима. Таким образом, движение по «Голему» — это медленный переход от законов Праги к законам скрижалей — исход. Сущность «Голема» и есть Небесный Иерусалим. Эволюцию проекта обеспечивает позиция Магарала как творца и представление о самом проекте, как о Големе. В каждом из участников есть созидающий Магарал и созидаемый Голем. В каждый момент игры стадия, в которой находятся Голем и Магарал в пьесе синхронизируется со стадией, в которой находится сам проект. При этом компания участников проекта сама по себе является территорией, на которой продолжается действие.

Борис Юхананов

«ЛабораТОРИЯ. Голем»- новопроцессуальный спектакль, который сам написал для себя пьесу, впервые был сыгран в 2007 году в Вене на международном фестивале Еврейских театров «Тикун олам». На фестивале ЛабораТОРИЯ представила композицию из работ по ТаНаХу и пьесе Г. Лейвика «Голем» ( перевод с идиш В. Дымшиц, И.Булатовский , В. Федченко). прямо во время представления спектакль комментировался Б.Юханановым. Комментарий велся от образа Мегамагарала ( создателя проекта-Голема) и все действие записывалось на видео. По возвращении в Москву, записи спектакля, комментариев и обсуждения спектакля со зрителями были расшифрованы и стали текстом первых трех частей пьесы — «ЛабораТОРИЯ. Голем. Венская репетиция». Пьеса была поставлена и сыграна на сцене Театра Школы Драматического Искусства в Москве в июне 2007 года. После этой премьеры спектакль продолжил писать для себя пьесу- открытые репетиции записывались на видео, текст расшифровывался, превращался в текст, снова репетировался, комментировался и т.д. В таком режиме проект просуществовал до 2009 года, когда и было закончено написание пьесы.

За 2 года работы в режиме открытых репетиций спектакля пишущего себе пьесу было написано семь частей (семь дней) пьесы:

День первый. «Венская репетиция. Белый зал»

День второй. «Венская репетиция. Черный зал»

День третий. «Венская репетиция. Дискуссия»

День четвертый. «Переходный акт»

День пятый. «Призрачный акт» (отрывок)

День шестой. «Суккот»

День седьмой. «Финал»

В 2011 году начинается новый этап проекта — ЛабораТОРИЯ 2. В проекте идет работа над текстами ТаНаХа, трактата Таанит , пьесы «Венецианский купец» Шекспира, а также над "псалмосонетами"( работы-свадьбы связывающие Псалмы Давида и сонеты Шекспира). Эти работы и их обсуждение являются как сегодняшним исследованием, так и подготовкой следующего, еще неизвестного, но уже проступающего этапа, в который направляется ЛабораТория в своем бесконечном путешествии.

В 2013 году в июне ЛабораТОРИЯ проводит открытую репетицию-игру " Бельмонт«

Международное движение ЛабораТОРИЯ :

За первые два года работы ЛабораТОРИИ группа накопила достаточно идей, практик и технологий для того, чтобы начать распространять свой опыт. Поэтому в 2004-м году мы приступили к поиску партнеров — художников со всего мира, занятых работой с еврейскими священными текстами или заинтересованных в ней. Первый международный семинар ЛабораТОРИИ прошел в Москве в декабре 2004-го года и был посвящен теме «Зачем евреям театр, если у них есть Тора?». На нем встретились раввины, специалисты в области иудаики, режиссеры, актеры, художники, драматурги из пяти стран, а также участники московской ЛабораТОРИИ. После четырех дней острых дискуссий общие смыслы, открытые участниками, послужили основой для создания международного движения ЛабораТОРИЯ.

Второй международный семинар, посвященный теме «Игра и Священное» прошел в декабре 2005-года и представлял собой практически непрерывный процесс развития слитых воедино Бейт-Мидраща и репетиции. В декабре 2006-го года состоялся третий международный семинар ЛабораТОРИИ — «Вера и Искусство» — на котором старые и новые участники движения сформулировали планы его дальнейшего развития и разработали несколько международных художественных проектов.

Уникальной особенностью международных семинаров ЛабораТОРИИ стал равный диалог между независимыми художниками и раввинами, такими как р. Меир Шлезингер, р. Адин Штейнзальц, р. Менахем Фруман.

Является ли искусство заменой веры? Или оно питает веру? Или оно обогащает мир веры? Или все наши предположения неверны, и у веры с искусством нет ни общих истоков, ни общей цели? Движутся ли вера и искусство в одном направлении или в противоположных? Или они никак не связаны в своем движении? Искусство служит выражению глубин души человечества, а религия касается сущности каждой отдельной личности. Если это так, то религия все же — основной источник искусства, а священные тексты прокладывают путь для его развития. Возможно с помощью искусства, растущего из веры, сама вера найдет возможность для более глубокого и целостного самовыражения.

Рав Мэир Шлезингер

Издательская деятельность:

Публикация книги «Полвека еврейского театра» — собрания переводов идишской драматургии первой половины двадцатого века — стала первым проектом ЛабораТОРИИ и было осуществлено в 2002-м году. Ряд пьес, опубликованных в этой книге, был впервые переведен на русский язык специально для нее.

В 2009 году была издана Книга Отражений- в этом издании собраны ВСЕ отзывы о спектаклях «ЛабораТория. Голем», опубликованные в печатных СМИ и Интернете с 2007-го по 2009-й год. В него вошли все высказывания, которые нам удалось обнаружить, вне зависимости от того, чьему перу они принадлежат, и как их авторы оценивают нашу работу. Второй составляющей «Книги Отражений» стали фотографии спектакля, сделанные за два года зрителями и самими участниками «ЛабораТОРИИ».

Снимок экрана 2014-02-13 в 15.53.28
(pdf)

В настоящий момент заканчивается подготовка к публикации пьесы «ЛабораТОРИЯ. ГОЛЕМ» и дополненной Книги отражений.

В будущем запланировано издание архива ЛабораТОРИИ, который станет ценнейшим методологическим пособием и включит расшифровки репетиций, статьи, интервью, фото- и видеоматериалы.

Образовательная деятельность:

В 2007–2009 год у был проведен совместный проект Центра «Меламедия» при Институте Изучения Иудаизма (http://www.melamedia.org/) и ЛабораТОРИИ: «Общинная режиссура как инструмент неформального еврейского образования» — двухгодичная программа обучения, выпускники которой получили основательную подготовку в изучении еврейских священных текстов, освоили азы режиссерского мастерства и получили опыт авторской работы в сфере современного театрального искусства, обращенного к еврейской традиции.